Материалы
Профессия ТРИЗ эксперт
Автор: Юрий Даниловский
Как формировалась профессия ТРИЗ эксперт в моей собственной судьбе.
Вопрос с творческой биографией очень непростой. Я ведь не поэт ( хотя с удовольствием сочиняю « песни – переделки» на дни рождения 1. 2 и др.) и не художник, но, вне всякого сомнения, отношусь к цеху людей творческих профессий.
Много раз я совершал попытки дать определение тому ремеслу, которым занимаюсь «за деньги», т.е. целенаправленно уже более 10 лет после буржуазной революции 92 года и ДО этого с 86 по 92ой. А сейчас надо это сделать в формате автобиографии, следовательно, рассмотреть эту проблему в рамках исторического эволюционного исследования на примере собственной жизни.
Но, давайте по порядку, сейчас 2011ый и я работаю профессиональным ТРИЗ экспертом в Южной Корее с 2005ого года, а до этого с 1999ого года имел профессиональную изобретательскую фирму с очень необычным и даже на первый взгляд странным позиционированием. Фирма продавала эксклюзивные садовые светильники богатым ( быстро разбогатевшим, скажем так) клиентам с гарантией того, что именно этого светильника нет ни у кого. Судьба фирмы, на удивление, была вполне успешной. Золотых гор она, конечно, не принесла, но была в состоянии прокормить команду из 3-7 ( в лучшие времена) человек до моего отъезда в другую страну и другой мир. То есть в течении почти 5 ти лет. То, что она не смогла удержаться на плаву с новым директором и не удивительно. Такие фирмы всегда – «авторские». Есть ресурс личных связей и выходов на богатых клиентов – она может работать, а если он слабый, то ничего не поделаешь… надо сокращать людей или закрываться.
Вариантов определения работы профессионального изобретателя можно привести много.
За прошедшие годы в голову приходили такие определения
Например, так: «ТРИЗ эксперт это некий профессиональный «Пониматель» . Комментарии , я думая здесь излишни. Для того, чтобы что-то изобрести путное, нужно понять что именно является в этой системе , товаре, процессе, Недостатком . Иногда он очевиден, а иногда скрыт и извлекается с помощью традиционной логики путём построения причинно следственных цепочек.
Потом надо понять, а как этот недостаток можно устранить. Кроме того, надо понять, а какие тренды развития сейчас актуальны именно для этого товара и тут без экскурса в историю не обойтись. Если хочешь понимать - что будет дальше – необходимо понимать, а что было до сегодняшнего дня. Необходимо понимать: кто является близкими и дальними родственниками изучаемой системы, потому что они вполне могут оказаться эффективными донорами для заимствования нового решения.
Необходимо понять: кто является «дальними родственниками» по гену «похожая функция» или по гену « похожий недостаток». Фактически, я кратко перечислил те основные инструменты, которыми пользуюсь сам : ЗРТС как генетический анализ, функциональное моделирование, причинно- следственные цепочки , функционально ориентированный поиск и «Теория Вредной машины», которая включает в себя и опцию поиска дальних родственников по гену « похожий недостаток» и опцию целенаправленного, или «прицельного» входа в систему выявленных трендов.
Далее, после генерации десятка другого идей, нужно опять- таки понять какие из идей стОит выбрать на верификацию и здесь опять без ЗРТС анализа не обойтись. Дело в том, что при разработке своего понимания ЗРТС я увлёкся изучением истории техники. После нескольких лет этого увлекательного занятия у «понимателя» неизбежно развивается нечто вроде «музыкального слуха» . Анализируешь некую уже полученную идею и прислушиваешься к своим ощущениям : «может такое быть в реальной технике или это какая-то надуманная экзотика?». Если можешь привести ещё пару примеров использования этого подхода в других областях – всё ОК. Наверняка, решение примет заказчик. А если не находишь, то скорее всего, эта система и работать будет с неустойчивостью.
Второй вариант определения профессии не такой поверхностный как первый, он более «глубинный» и возник именно благодаря сформировавшемуся подходу проводить сначала некое историческое расследование.
Мы говорим о творческой профессии , а моя задача отразить свою собственную творческую биографию.
Определение 2: ТРИЗ эксперт это человек, сильно зависимый от эндорфинов. По сути – обычный игроман. Дело в том, что во время производства проектов ,после , а иногда и во время аналитического этапа возникает некое инсайтное состояние. Акт распаковки какого-то смысла, т.е. понимания сопровождается выбросом адреналина, эндорфинов. Фактически ,полученное понимание приводит эксперта к состоянию радостного возбуждения. Тут уж реально впору голым бегать по Сиракузам и кричать «Эврика!» или хлопать в ладоши и приговаривать, « ай да Штирлиц! Ай да сукин сын!». У этого типа людей не может не быть проектов. Если нет «проектов за деньги» – он их делает без денег. Просто так, для себя, чтобы эндорфины получить. Больные люди…
Есть ещё одно определение. Уже сугубо медицинское : ТРИЗ эксперт , это пациент психотерапевта с особой формой системы ценностей и отношения к железякам. Это такая ситуация, когда человек, превративший некую идею в худо бедно работающую железяку испытывает родительские чувства к ней. Но это же нелепость! Типичная логическая ошибка : подмена тезиса. Нельзя относиться к неодушевлённому предмету как к живому и наделять его свойствами живого. Считать «капризным» или «умным» какой- нибудь болт или сноповязалку.
Я однажды прочитал про одного американского фермера, который сошёл сума очень необычным образом. Он влюбился в свой трактор. Намывал его, постоянно улучшал в нём что-то. Какое-то новое навесное оборудование изобретал ему постоянно. Чуть ли не цветы ему дарил…
Написал это и вспомнил историю про Туполева, который выпуская новый самолёт, становился на той части ВПП, где по его расчетам самолёт должен был оторваться от земли и почти никогда не ошибался. Он «чувствовал» поведение придуманной машины.
Вспомнил и про знаменитого банкира, который говорил : «Бог не дал мне детей и, создавая новый банк я отношусь к нему как своему будущему сыну. Банки – мои дети…»
И в этом ненормальном поведении профессиональный изобретатель может легко конкурировать и соперничать с о многими вошедшими в историю учёными.
Достаточно вспомнить Пристли, который открыл водород. Ну разве придёт в голову нормальному человеку вдохнуть в себя неизвестный газ и для забавы исследователя выдохнуть его на свечу? А можно ли считать нормальным человеком Алессандро Вольта, который вставлял электроды себе под веко и в ухо, чтобы испытать волшебное действие электрического тока?
Сумма данных мной определений заставляет меня по иному взглянуть на историю своей жизни моей профессии. Я думаю, что впервые я себя осознал как изобретателя примерно в 5- 6 летнем возрасте.
Мне подарили на ДР конструктор с металлическими дырчатыми деталями, гайками и болтами, и я начал из него делать всё, что там было нарисовано. Потом оказалось, что если скрещивать детали из конструктора с деталями из разных поломанных игрушек, то на свет рождаются удивительные и иногда нелепые создания типа гибрида рыбы и слона или машины и крокодила. В общем, образы картин Сальвадора Дали или Гойи «Сон разума порождает чудовищ» легко материализовывались в конкретных объектах некоего техно арта, которые тем не менее могли худо бедно ползать , летать, скользить, стрелять, издавать звуки ,светить или дурно пахнуть. Как у Радищева : «Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй».
Я даже термин сам для себя нашёл, когда пошёл в советскую школу и нас заставили написать «распорядок дня школьника». Я по детской простоте и доверчивости вставил в этот план жизни пункт «помастерить» от простого словесного образа: « я это не купил, я это с мастерил сам».
В третьем классе я увлёкся изобретениями разных версий самодельного стрелкового оружия. Там были и пневматические пулемёты, которые стреляли рисом (был такой очень удобный сорт риса, кругленький, кажется - краснодарский»). Особо запомнил очень эффектный микроарбалет, который был замаскирован в коробочку из под зубной щётки. Держишь в руках обычную с виду вещицу, а она способна, благодаря простому сдавливанию в ладони совершить вполне прицельный выстрел на дистанцию 10 15 метров коротким дротиком из старого стержня от шариковой ручки, из которого удалён шарик и на его место вставлена иголка. Стабилизатором у дротика работали пёрышки, добытые из подушки. Классная была вещица !
Как –то мои родители в порядке борьбы с терроризмом обезвредили мой схрон личных стрелковых вооружений. Было уничтожено более 28ми единиц опасных созданий как горохострельного , так и гвоздеметального оружия. Помню и яркую конфузию в изобретательстве.
Мои родители были очень строгих правил: папа – военный инженер, мама – преподаватель музыки. Распорядок дня! И в 21.00 следует производить отбой, а почитать хочется. Конечно, как и все нормальные дети, в этой ситуации я читал с фонариком под одеялом. Держать фонарик в руке неудобно, поэтому я решил использовать присоску от мыльницы, чтобы укрепить на лбу лампочку. Почему то мне показалось, что это решение является более остроумным, чем простой ремешок для удержания. Габариты маленькие, количество движений меньше для закрепления…Разумеется, утром я всем демонстрировал идеально круглую чёрную гематому на лбу. Типа, «третий глаз»…
Важное наблюдение. Существующая потребность в творчестве по всем трём видам определений никогда не исчезает, увы. Иногда она может заменяться на некие «страсти - заместители» , например, - « шахматную горячку». Играл ( по-моему ,без перерыва) года 2.Ни одного турнира в кружке при Дворце Пионеров не пропускал. Потом как-то в один день остановился и больше не играл в шахматы никогда. Какое-то отравление наступило.
В отроческом возрасте потребность в том, чтобы что-то «смастерить» заменилась на решение задач по математике. Я попал в небезызвестную в Питере физ.мат школу 239 и там эта потребность была прочно вытеснена «математическим решательством». Помню, что я специально искал задачи по стереометрии, которые не смог бы решить. Там в трудных задачах всегда побеждало изящество решений, основанных на каких – нибудь редких теоремах и в том, чтобы в нужный момент рассуждений она вспомнилась – был особый шик!Всего Сканави ( это такой задачник очень трудный) прорешал, в журналах Квант искал трудные задачи, чтобы помучаться пару дней, но решить. Считал себя чемпионом решению тригонометрических уравнений. Решал и на спор и на скорость.
При этом, замечу, что способностей в математике мне Бог отпустил как всем людям. Я в число наших «математических звёзд» класса не входил. Надо сказать, что в нашей профессии довольно много выходцев из нашей школы 239 : Семён Соломонович Литвин, Лен Малинин ( это ПМ из Джен3 Партнерс), Александр Кашкаров, это такой Мастер ТРИЗ есть в «Алгоритме». Есть ещё другие выпускники в нашем цеху.
Потом возник ещё один «заместитель стремления что-то смастерить». Это бардовское искусство, которое культивировалось всё в той же школе 239. Разумеется, и стремление сочинять стихи, которому подвергаются очень многие люди из знакомых мне ТРИЗ экспертов. Например, всё тот же Семён Соломонович был даже лауреатом каких-то конкурсов молодых поэтов, публиковался в «Юности». Когда пришёл поступать в «корабелку», показал в приёмной комиссии все свои награды. Его спросили: А , может, вам, молодой человек, лучше в литературный институт в Москве попробовать?».
Сочинение стихов и песен – ровно такое же изобретательство. Потом был университет, физфак и новые «заместители» : участие в КВНах, бардовском клубе с недвусмысленным названием « Запой» ( это не медицинский диагноз, это читается как императив -предложение спеть немедленно здесь и сейчас).
А вот потом началась уже профессиональная изобретательская работа «за деньги».
После окончания физфака ЛГУ им . АА.Жданова я попал по распределению в НИИ Министерства Обороны, П\Я Г 4925, который до сих пор вспоминаю как самый счастливый в творческом отношении период.
Мы, (в частности , моя лаборатория) делали железяки по тушению пожаров в спецобъектах министерства обороны. Это похоже на метро, но только глубже намного.
Идеи превращались в железо, которое нужно было и доводить до ума, и испытывать, и исследовать. На мои 55 «бумажных» патентов (тогда это были АС СССР) за период 86-92ой пришлось больше 10 решений, которые стали реальными железяками на объектах или приборами для измерения чего-то важного в дымоудалении, дыморазрушении и пожаротушении, регенерации воздуха. В других лабораториях делали системы амортизации, автоматику для систем водоснабжения, кондиционирования, водоотведения, дымоудаления, системы замкнутого цикла для дизелей и многое другое.
Потом настал конец СССР и конец той жизни, которая нам казалась несправедливой, застойной, но на самом деле была очень счастливой для учёных… У меня лично никакого застоя не было. Я с работы уходил в 9 вечера, потому что у нас все так работали, кто хотел дело делать…
Начался новый этап жизни, в котором пришлось стать предпринимателем как большинству из нас.
С 92ого и до своего отъезда в 2005ом я находился в этом статусе.
Было ли творчество в этот период? Да, конечно. Когда человеку надо выжить, - его стремление к творчеству обостряется многократно. К слову о всех моих бизнесах. Больше всего я могу гордиться тем, что после банкротства одной из моих компаний в 95ом я погасил кредитную задолженность в 250 «килобаксов» за 2 года. Звучит как сказка, но зачем мне врать? Спасибо моей семье за стойкость. Помог Бог и творческий подход. Я сделал всех своих кредиторов, а их было больше 20 человек (компаний) своими клиентами в новом бизнесе. Новый бизнес был банковским, поэтому всем им нужным. За свои услуги я брал на 15% дешевле, чем остальные брокеры, а после совершения сделки бОльшую часть своей законной прибыли тут же отдавал своему кредитору, если он соглашался стать моим клиентом. Таким образом, реализовывался принцип 22 «Вред в пользу».Надо делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать… Многие из моих кредиторов тоже стали брокерами на основе такого выгодного тарифа и клиентская база сразу утроилась. Вот и весь секрет такого быстрого развития программы погашения. Кредиторы САМИ себе возвращали свои вклады и проценты с большой выгодой для себя.
Как сказал честный солдат ВОВ Булат Окуджава : « ну что с того, что я там был?… я всё забыл, я всё забыл…». Действительно, не хочется вспоминать наши лихие бандитские 90ые.
Сухой остаток описываемого периода здесь такой. На базе нескольких бизнес программ, которые мне довелось попробовать, я сделал в 1999 году , параллельно с другими своими компаниями, специализированную изобретательскую фирму, с которой начал свой рассказ.
В 2000ом году я поступил в СПб МУНТТР им В.Митрофанова ( международный Университет Научно Технического Творчества), который закончил с отличием в 2001ом.
С 2002ого, в параллель с работой в своих фирмах начал работать и как наёмный ТРИЗ эксперт.
Этот переход оказался мучительным для психики. Ломка сознания. Это ведь шок, когда тебе КТО-ТО назначает зарплату! За 10 лет работы в свободном плавании я привык САМ назначать зарплаты сотрудникам. Но я научился и этому тоже.
А потом возникла работа в Южной Корее с 2005ого и тем я могу замкнуть описанный круг. Я начал с этого и закончу этим.
Выводов после моего рассказа можно сделать 2.
Вывод 1 : «от судьбы не уйдёшь и я не советую от неё бегать».
Если в человеке есть склонность к творчеству, то не надо ей сопротивляться. Надо ей следовать и не бояться перейти в статус профессиональной деятельности. Я знаю примеры, когда люди не могли уйти из нелюбимой профессии и просто от этого умирали. Иногда это выглядело как нелепый несчастный случай, а на самом деле, эти люди жили в жутком душевном внутреннем конфликте, от того, что их Предназначение оказалось не реализованным.Если бы я не ушёл когда-то из «просто бизнеса» в область инновационного проектирования и пропаганду культуры этого ремесла, то, скорее всего, сегодня бы не писал этих строк. При этом, знаю много примеров, когда люди не боялись этого перехода и делались счастливыми. Мой родной брат, например не побоялся 10 лет назад уйти из проектировщиков систем кондиционирования воздуха и прочих объектов сантехники (очень «хлебный» бизнес, уж поверьте!) и сегодня успешно работает музыкантом и певцом. Процветающий профи на дорогой машине. Молодец. Горжусь.
Вывод 2: « Нужно постоянно учиться в нашем ремесле».
Когда-то меня спросил мой Учитель в ТРИЗ, да и по жизни, - Волюслав Владимирович Митрофанов: « Юра, а тебе помогло изучение ТРИЗ в нашем университете? Ты ведь пришёл в ТРИЗ как сложившийся изобретатель с опытом, за плечами было уже не меньше сотни проектов?». Я , к своему стыду тогда ответил как-то невнятно…Сейчас хочу ответить максимально внятно и отчетливо: «да, разумеется. Учиться в нашем ремесле нужно постоянно».
Я сейчас много и вполне успешно преподаю то, что умею делать сам, преподаю то, во что верю и то, что я сам проверял на практике и пытаюсь эту убеждённость передать своим студентам. Если ты понимаешь тренды в твоей области, то обязательно найдёшь решение, которое практика не отторгнет. Талант Решателя, это прекрасно, но «человек неучёный, что топор неточёный». А наше ремесло – синтез специальных знаний в области ЗРТС, физики и искусства быстро искать правильные аналогии, это искусство быстро менять формулировку проблемы, чтобы свести непонятное к известному. Всему этому можно научиться.
Не постесняюсь публично поблагодарить всех своих старших коллег у которых когда- нибудь чему - нибудь научился или по их книгам или в личных беседах и совместных проектах: Волюслава Владимировича Митрофанова, Бориса Злотина, Семёна Литвина, Владимира Герасимова, Александра Кудрявцева, Владимира Петрова, Геннадия Иванова, Александра Кынина, Василия Алексеевича Леняшина. Моих преподавателей в СПб МУНТТР им. ВВ Митрофанова: Александра Васильевича Кислова, Олега Михайловича Герасимова , Валентину Борисовну Крячко, Сергея Васильевича Кукалева и Дмитрия Смирнова.
Вот такая получилась автобиография…
- Подробности
-
Категория: Без категории
-
Опубликовано: 13 Август 2014